Арт- студия ДаЛе. Логотип

"Жилище- это настроение"  Робер де Монтескью

8 964 363 06 44

 

 История декора

портфолио о нас контакты

на главную история декора

 

Классический стиль. Греция и Рим

Настенная мозаика в доме Нептуна и Амфитриты. Помпеи
Настенная мозаика в доме Нептуна и Амфитриты. Помпеи

Роспись стены в садовой комнате из Дома Ливии. Римский национальный музей
Роспись стены в садовой комнате из Дома Ливии. Римский национальный музей. Вилла, на стенах которой были эти прекрасные фрески, предположительно принадлежала жене императора Августа Ливии. Художник изобразил "вид", открывающийся в сад

Настенная живопись на Вилле Мистерий, Помпеи.
Настенная живопись на Вилле Мистерий.  Помпеи


Само понятие "классический" подразумевает органическое целое, к которому ничто внешнее нельзя прибавить и от которого ничего нельзя убрать, не нарушив при этом целостность и законченность. Классические принципы дизайна и декорации распространяются на все стороны изобразительных искусств, представленных в интерьере. Начиная с эпохи Возрождения всякий художественный стиль вплоть до нашего столетия оценивался по степени его близости и приверженности абсолютным ценностям классической древности. Даже прихотливо-самобытные барокко и рококо сохраняли в основе своей архитектуры классические античные образцы.
Словарь классического орнамента, будучи чрезвычайно богатым, основывался тем не менее на нескольких общих идеях, пронизывающих живописный и скульптурный декор на стенах, потолках и полах, а также декор, наносившийся на ткани, керамику, художественный металл и ювелирные изделия. Этот словарь в значительной мере был заимствован из мира природных форм. Человеческое тело, растения и животные могли тщательно воспроизводиться (кариатиды) или подвергались абстрагированию. Множество геометрических узоров, известных с античных времен (например, меандр и волна), предполагают их природное происхождение. Элементы классического ордера восходят к простейшей деревянной конструкции и имитируют растительные формы. Так капители коринфских колонн напоминают о корзине с листьями аканта. Любая сделанная человеком вещь в древнем мире говорила на едином языке. Это создавало большую степень общности всех видов изобразительных искусств, ту цельность, которая покажется, пожалуй, монотонной для привыкшего к разнообразию человека ХХ века.
Нашим представлениям о римском интерьере мы обязаны раскинувшимся у подножия Везувия Помпеям и Геркулануму, погребенным под вулканическим пеплом в 79 г. н. э. и сохранившимся практически нетронутыми... В большей части домов до эпохи эллинизма стены были расписаны четкими зонами отдельных цветов, излюбленным среди которых был красный. В Греции стены расписывали темперой, которую наносили на штукатурку при помощи связующего материала (фреска). Нередко под основной плоскостью, у пола, делали цокольную зону белого или желтого цвета.
Настенной живописи древние римляне уделяли самое большое внимание. Многочисленные изменения стиля и техники приводили их к созданию одной из самых прекрасных и оригинальных систем убранства интерьера. Вкусы римской знати требовали постоянной новизны, пристрастия менялись столь быстро, что убранство вилл скоро выходило из моды. Один стиль замещал другой и это обстоятельство особенно заметно в настенных росписях. Плиний- автор того времени- горестно замечал: "Великие художники прошлого, такие как Апеллес ( придворный художник А. Македонского), использовали всего четыре краски в своих бессмертных работах... А ныне не гений художников лежит в основе нынешней живописи, а лишь роскошные материалы..."

Греческий стиль росписи "под кладку" стал известен в начале 2 века до н. э. в Риме как
Первый помпейский стиль. После 80- го года до н. э. в употребление вошел
Второй помпейский или Архитектурный стиль. Первый стиль подчеркивал плоскость стены, но три последующих стиля помпейской живописи все более и более ломали грань между реальностью и воображаемым, создавая эффект обмана глаз или, говоря современным языком- "обманки" (trompe l'oeil). Малые размеры окошек вызывали стремление как-то расширить пространство. Стенная поверхность обрамлялась нарисованными колоннами, стоящими на подиуме и поддерживающими иллюзорный карниз. В результате стена превращалась в своего рода экран. Позже верхнюю часть стены стали "открывать" небу, словно в саду. Художники изображали здания, колонны и фронтоны с их выступами, открытые же помещения расписывали сценами в трагическом, комическом или сатирическом роде, а переходы, благодаря их большой длине, украшали разными пейзажами: писали гавани, морские берега, реки, храмы, рощи, стада и пастухов.
Третий помпейский стиль не делал попыток увеличить реальное пространство, вместо этого для него характерно внимание к созданию прихотливых обрамлений для фигуративных картин. Эти обрамления перешли еще от Второго стиля, но теперь их роль свелась к изображению непрерывных подпорок, поддерживающих декоративные эмблемы. Среди этих подпорок могли быть элегантные арабески, изящные канделябры, разнообразные завитушки, маски и всевозможные абстрактные мотивы. Также для Третьего стиля характерно внимание к выделению мелких деталей за счет больших плоскостей нейтрального цвета.
Четвертый стиль наилучшим образом представлен в раскинувшихся близ Везувия городах (его расцвет совпал с разрушением Помпей). Именно он был наиболее любим Нероном. Четвертому стилю присуща тенденция к покрытию всей плоскости стены одним цветом, который служит фоном для наложенной сверху сетки из мелких линий и других узоров. Кроме того, для этого стиля характерно противопоставление комнат, покрашенных в разные цвета, например "черная" и "белая" комнаты.


Комната Иксиона в Доме Веттиев, Помпеи
Комната Иксиона в Доме Веттиев, Помпеи. Первая половина 1-го в. н.э. В этой комнате в доме богатых торговцев соседствуют четыре стиля помпейских настенных росписей; над цоколем, имитирующим облицовку мраморными панелями, помещены картины в иллюзорных  рамах, за которыми можно разглядеть легкие намеки на архитектурные формы. В верхнем ярусе изображены статуи, размещенные на фоне глубокого пространства. Стены и потолок этой комнаты были одним из первых примеров "обманки"

Кубикула из Боскореале. Ок. 50 г. до н.э.. Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Кубикула из Боскореале. Ок. 50 г. до н.э.. Нью-Йорк, Музей Метрополитен

Гробница Панкрациев. Рим. 2-й в. н.э
Гробница Панкрациев. Рим. 2-й в. н.э. Ее стукковые украшения свидетельствуют, сколь разнообразны были декоративные мотивы - щиты, путти, геометрические рельефы, имитация архитектурных членений, плетеные орнаменты с розетками, а также обрамленные плоскости с пейзажными росписями

 

Византия и Cредние века

Расписные стены и потолок в зале второго этажа в ратуше. Гослар, Германия
Расписные стены и потолок в зале второго этажа в ратуше. Гослар, Германия
Сала деи Паппагалли в палаццо Давванцатти во Флоренции
Сала деи Паппагалли в палаццо Давванцатти во Флоренции. XIV век
Жилая комната в башне ангелов папского дворца в Авиньоне
Жилая комната в башне ангелов папского дворца в Авиньоне. XIV век

Самое слово "византийский" вызывает в воображении картины непревзойденной утонченности, роскоши и вычурности театрально эффектных дворцовых церемоний. В Константинополе расточительность, свойственная эллинистической и римской традиции, соединилась с восточной тягой к роскоши, породив в искусстве особое великолепие и пышность. Византия явилась мостом между Римской империей и Средневековьем. В декоре интерьеров, равно как и во всем искусстве Византии, заметно стремление освоить и продолжить достижения классического мира в формах приемлемых для христианского православного мира. Декор почти всех важнейших византийских зданий зависел от ритуалов и церемоний. Дополнительным источником их декоративного великолепия явилась абстрактная символика искусства ислама. Непосредственно византийских домашних интерьеров не сохранилось, о них можно судить лишь из некоторых письменных источников того времени, а также по немногочисленным фрагментам мозаик, сохранившихся на окраинах империи. Пропорции, ритмика и порядок, продуманное использование фактуры материалов и света- все черты, присущие классической Греции и Риму, - здесь оказались дополненными идеями душевной мудрости ( Софии ), в которой искусство становится отражением таинства божества. Такое слияние религиозного начала и искусства и определило облик византийского интерьера. В домашней архитектуре преобладали черты, унаследованные от Рима. Плоские однотонные поверхности членились колоннами, пилястрами, капителями и карнизами, тогда как своды предоставляли живописцам и мозаичистам большие возможности проявить свою изобретательность.
Падение Римской империи знаменовало начало плавного развитие средневекового мира, его искусства и его четко определившихся социальных и религиозных институтов. Средние века - период, охватывающий с IX по XV века. На сложение системы средневековых интерьеров оказали определяющее воздействие три основных фактора: христианство, феодальная система и "кочевой" образ жизни правящих классов. Голый вид средневековых залов и покоев, какой они имеют сегодня, соответствует в принципе тому, какими они были при наездах и отъездах владельцев. Сравнительно немногие интерьеры того времени мы можем назвать "обставленными" или "декорированными". Большая часть средневековых залов была значительно ярче, чем в наши дни. Их стены преимущественно покрыты светлыми красками или побелкой. Слой краски на стенах иногда дополнялся тонкими линиями, имитирующими каменную кладку. Помимо этого иногда использовалась роспись по трафаретам. Потолки часто украшались росписями, похожими на украшения оконных стекол. На каменных сводах разнообразные архитектурные элементы служили обрамлениями для декоративных сюжетов. Мотивы росписей, связанные с личностью владельца, например, выражающие его девиз, послужили предшественниками программных композиций ( imprese ), популярных в ренессансных схемах интерьерных декораций. Украшения стен естественным образом составляли область, в которой художники могли в наибольшей степени проявит свое воображение. Расписанные стены были особенно распространены в домах, предназначенных для постоянного проживания. Светские сюжеты в домашних росписях были более популярны чем религиозные. Источники сюжетов для росписи были самые разные - библейские истории, духовные песни, рыцарские поэмы, истории из жизни великих людей или современные события, такие, как войны; любили также изображать охоты или соколиные ристалища и сцены из придворной жизни. Расписыванию также обычно подлежали деревянные панели, которыми обшивали нижнюю часть стен. Излюбленным, а также самым дорогим цветом был зеленый. Начиная с эпохи Ренессанса стенные росписи покрывали практически все плоские поверхности в интерьерах, не исключая даже огромные стены и потолки крупнейших дворцов. Палаццо Даванцати во Флоренции, хоть и подвергался неоднократно реставрации, может считаться сравнительно неплохо сохранившимся примером позднесредневекового дворца. В нем много расписных потолков и стен, позволяющих явственно представить колористическое богатство и любовь к узорочью, которые отличали многие средневековые интерьеры. Во многих помещениях сохранились геометрические узоры, нанесенные красной, зеленой или белой краской. Другие комнаты расписаны под ткани. В одном из залов между верхним краем росписей и плоским расписным потолком ( см. фото ) , разделенным мощными балками, поддерживаемый резными кронштейнами, располагается непрерывный фриз, украшенный едва ли не самым красивым узором во всем дворце. Для папы Бенедикта XII в папском дворце в Авиньоне, в башне Ангелов, были исполнены величественные фрески. Стены покрывают гигантские виноградные лозы, которые поднимаются из рисованного цоколя, расписанного под занавес, а в в верхней части стен расположен фриз из четырехлистников, внутри которых изображены фигурные композиции. Между XI и XII веками Западная Европа находилась в тесном контакте с искусством греческого Востока. Византия внесла важный вклад не только в итальянскую живопись, но также в развитие ремесел и декоративного мастерства. Можно сказать, что Византия явилась "повитухой" при рождении готического стиля XIII столетия, который ассимилировал это и многие другие влияния.


Статья основана на материалах из книги Чарлза Мак- Коркодейла "Убранство жилого интерьера от античности до наших дней"
     

Лепнина

Варианты лепного декора в интерьере

Технология лепного декора

Роспись стен Роспись потолков Росписи в бассейнах Росписи в детских Роспись фасадов Росписи-обманки Орнаментальная роспись

Новости Объекты Проекты и эскизы История декора Этапы и технология росписи и декора Контакты

Арт- студия ДаЛе. Логотип


© www.art-dale.ru 20
10